В продолжение начатой темы предлагаю рассмотреть типы запросов, с которыми могут обращаться к психологу/психотерапевту Клиенты.
ТИПЫ ЗАПРОСАОдним из начальных этапов психологического консультирования является запрос Клиента. Линде Н.Д. пишет: «Запросом называется явно выражаемая клиентом просьба или жалоба, содержащая словесную формулировку своих трудностей, разрешения которых он ждет от психолога.» [1, с. 68].
Дмитрий Трунов считает, что «Первоначальный запрос клиента чаще всего является неким поверхностным взглядом на ситуацию, за которым скрываются более актуальные проблемы и мотивы клиента.» [3, с. 47].
Подробную классификацию запросов предложили Лосева В.К. и Луньков А.И. [2]. Ее можно представить в виде таблицы:
ЗАПРОСЫКОНСТРУКТИВНЫЕ: 1. Запрос об информации
2. О помощи в самопознании
3. О помощи в саморазвитии
4. О трансформации
5. О снятии симптома
НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ:1. Нереалистичные (или запросы с предельным обобщением)
2. Неопределенные запросы
3.Манипулятивные запросы
Рассмотрим более подробно каждую из этих групп.
1. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЗАПРОСЫ1.1. Запрос об информации.
Здесь речь идет о том, что Клиенту необходимо получить некоторую психологическую информацию по интересующим его вопросам и волнующим проблемам.
Встречаются такие формы данного запроса как:
• Запрос о границах нормы или причинах симптома;
• Запрос о возможностях психологического изменения и его прогноз.
С такими запросами могут обращаться подростки или молодые люди; молодые родители, например, встревоженные поведением своих детей. Причиной тому как раз и является недостаток информации, выходящей за рамки бытового опыта и поэтому возникает необходимость в разъяснениях специалиста.
1.2. Запрос о помощи в самопознании.
Этот запрос очень схож с предыдущим – запросом об информации.
Встречается в трех основных формах:
• Об определении способностей или выбора профессии;
• О структурировании Я-концепции;
• О помощи в самопринятии и самопонимании.
Чаще всего с таким запросом обращаются молодые люди, интересующиеся психологией и/или желающие лучше понять самих себя [1].
1.3. Запрос о помощи в саморазвитии.
Такой тип запроса встречается в основном в следующих формах:
• О развитии когнитивных способностей (памяти, внимания, мышления и т.д.);
• О развитии коммуникативных навыках (общения);
• О развитии навыков саморегуляции (релаксации, управления эмоциями и т.д.) [1].
В первом случае важно также понять, почему возникла такая необходимость у Клиента, пишет Линде Н.Д., - «…не скрывается ли за этим какая-то другая проблема, порождающая нарушения когнитивных функций, или наивное намерение добиться за счет этого успеха в других областях, где на самом деле это не нужно, или комплекс неполноценности.», [1, c. 74].
1.4. Запрос о трансформации.
В этом случае Клиент хочет добиться серьезных изменений в своей личности или состоянии.
Существуют четыре основные формы этого запроса:
• О личностном росте (эта тема также может быть отнесена и к предыдущей форме запроса);
• Экзистенциональный;
• Об изменении жизненного сценария;
• О достижении личностной целостности.
Что касается экзистенционального запроса, то здесь предполагаются вопросы по типу: в чем смысл жизни? как жить здесь и теперь? и т.д.
Наиболее ярко эта тема раскрыта в книгах В.Франкла[4, 5, 6].
1.5. Запрос о снятии симптома.
Это наиболее распространенная форма запроса.
И его вполне можно считать пограничным, т.е. между конструктивными и неконструктивными запросами. Данный запрос не затрагивает и, соответственно, не решает истинную проблему Клиента. Он лишь, даже исходя из названия, снимает симптом. Такая постановка вопроса даже приближает тип запроса к неконструктивному. Последствия таковы, что снимая и/или исправляя симптом (неприятные последствия психологической проблемы клиента), мы тем самым оставляем возможность для дальнейшего формирования новых симптомов (уже может быть в новых формах своего проявления). Именно это объяснение позволяет выделить данный тип запроса либо в отдельную группу, либо даже рассматривать его в контексте неконструктивного запроса.
Задача Терапевта в данном случае состоит в следующем:
• Донести информацию об отличиях симптомов от действительной проблемы до Клиента. Здесь уместны будут такие психотерапевтические приемы как использование притчи и/или сказкотерапия.
• Спрогнозировать ближайшее будущее Клиента. Предположить, каким образом еще могут проявиться в дальнейшем симптомы нерешенной в данном случае проблемы. Возможно даже на телесном уровне (психосоматические заболевания).
• Выяснить, каковы действительные причины нежелания Клиента решать проблему сейчас. Может быть именно здесь кроется «ключ» к ее решению и/или дополнительные ресурсы для дальнейшей работы.
В любом случае, таких симптомов – великое множество и их также можно объединить в следующие основные группы:
• Жалобы на эмоциональные нарушения;
• Психосоматические нарушения;
• Коммуникативные проблемы;
• Когнитивные нарушения;
• Нарушения характера.
2. НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ ЗАПРОСЫ2.1. Нереалистичные запросы.
«Такие запросы содержат в себе пожелание, которое явно невозможно выполнить, обычно оно предусматривает в качестве цели какое-то идеальное состояние», [1, c. 68].
В этих случаях Клиент использует обобщающие слова типа «всегда», «никогда», «обычно», «абсолютно» и т.п.
Люди с подобными запросами ориентированы на идеализированные требования (эта черта называется перфекционизмом) к себе, людям и миру.
В данной ситуации Терапевт может разъяснить Клиенту, что такое перфекционизм, почему он возникает, как это может быть связано с родительским воспитанием, с комплексом неполноценности или с желанием скрыть за ним какие-то болезненные вопросы [1].
2.2. Неопределенные запросы.
Клиент не может конкретно определить, что же он хочет. Он либо рассказывает длинную историю или даже несколько запутанных историй о себе, либо формулирует проблему абстрактным или заумным способом.
Такие клиенты либо сами не понимают, что они хотят, либо просто хотят выговориться, либо надеются на инициативу Терапевта.
Алгоритм действий Терапевта в подобной ситуации может быть следующим:
• Следует задавать наводящие вопросы и максимально конкретизировать запрос;
• Подводить итоги после каждой рассказанной истории и уточнять услышанное у Клиента (можно путем перефразирования) или вопросами типа: «Что именно Вы этим хотели сказать?», «Какая проблема из Вашего рассказа Вас беспокоит больше всего?»;
• Задать итоговый вопрос: «Чем же я могу Вам помочь?».
Такие запросы содержат в себе просьбу об изменении не самого обращающегося, а третьих лиц, т.е. об управлении другим человеком без его согласия. Например, как воздействовать на друга, мужа, отца; как изменить близких людей по собственным требованиям, пожеланиям и представлениям.
В этом случае Психолог должен разъяснить, что мы не можем решать проблемы третьих лиц заочно, тем более если они этого не хотят. Мы можем работать непосредственно с тем человеком, который здесь и сейчас, т.е. который лично к нам обратился.
Такой запрос следует перевести в русло работы с самим обращающимся, с его проблемами, которые могут быть связаны с третьими лицами.
Список литературы:
1. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011.
2. Лосева В.К., Луньков А.И. Решая проблему… - М., 1995.
3. Трунов Д.Г. Индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Этерна, 2013.
4. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб., 2000.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
6. Франкл В. Психолог в концлагере. –
http://www.koob.ru